Картины великого мастера
в харьковском подъезде
Городскими достопримечательностями могут быть не только памятники и фасады. Скрытые от взгляда туриста харьковские дворики и даже подъезды домов хранят множество тайн и загадок. С виду не особо приметное серое здание на улице Мироносицкой, 44 могло бы стать одним из уникальных памятных мест.
Харьковская "шкатулочка"
Здание, которое в дореволюционном Харькове называли "шкатулочкой", считается памятником украинского модерна. Его построили в 1911 году для помещика Бойко, который был управляющим у известного в начале прошлого века магната-сахарозаводчика Павла Харитоненко.

Бойко приобретал произведения искусства для коллекции Харитоненко, поэтому был лично знаком со многими известными живописцами. Расписать собственный дом он пригласил знаменитых художников Николая Самокиша и Сергея Васильковского.

В 30-е годы прошлого века здание попало в ведомство НКВД: было достроено несколько этажей, стены побелили и закрасили росписи в подъезде. Полотна, написанные Васильковским, не дожили до наших дней. А росписи Самокиша частично были восстановлены: киевские художники в 70-е смыли побелку и открыли работу Самокиша.

Однако росписи нуждаются в реставрации.
Росписи Николая Самокиша в доме на Мироносицкой, 44
Проблема сохранения росписей поднималась еще в 2010 году. Поводом послужил 100-летний юбилей работы художника. Стоимость восстановительных работ оценивалась в 20-25 тыс. долларов. Однако за 8 лет состояние росписи не изменилось. Сегодня активисты пытаются собрать на восстановление около миллиона гривен или чуть более 35 тысяч долларов.
Лучший украинский баталист
Для понимания ценности росписи на Мироносицкой необходимо иметь представление о масштабе художественного дарования Николая Самокиша.

Самокиш родился в Нежине Черниговской губернии в 1860 году. Прославился как художник-баталист. Уже в 20-летнем возрасте был удостоен золотой медали за картину "Возвращение войск на Родину". Спустя 3 года был удостоен еще одной золотой медали за работу "Эпизод из битвы при Малом Ярославце" (1884 год). Картину "Прогулка" приобрел для своей галереи известный коллекционер Павел Третьяков.

В 1904-м художник побывал на полях сражений Японской войны и создал серию полотен. В 1915-м он с пятью учениками отправился на фронты Первой мировой. Целый ряд его произведений был посвящен казацкому периоду и событиям Гражданской войны.

Помимо росписи в доме Бойко на Мироносицкой, Николая Самокиша с Харьковом связывают годы преподавания в Харьковском художественном институте - с 1936-го по 1941-й.
"Казак"
"Бой у Вафангоу". 17 мая 1904 года
"Погоня". Война 1904—1905 годов. Из дневника художника, 1908 год
"Кутузов перед битвой при Бородино" (объезд войск 25 августа 1812 года)
"В разведке". 1923 год
Left
Right
Я выбрал своей специальностью батальную живопись, так как считаю войну величайшей трагедией человечества.
Николай Самокиш
Художник и советская власть
"Бой за знамя"
Николай Самокиш пользовался расположением советской власти. Правда, признание таланта было крайне сдержанным. В 1940 году Самокишу вручили Орден Трудового Красного Знамени. За полотно "Переход Красной армии через Сиваш" ему накануне войны была присуждена достаточно престижная в свое время Сталинская премия. Хотя вряд ли художника следовало относить к большим симпатикам власти. Революцию Самокиш застал не просто зрелым, а уже приближающимся к пожилому возрасту человеком. Ему было 57. Менять мировоззрение было уже поздновато.

Сам же художник свое творческое кредо сформулировал двумя словами: "Рисуй правду".
Представляется необоснованным говорить о симпатиях Самокиша к советской власти. Тем более что предыдущее творчество и биография художника также не дают для этого повода. Единственный рисунок на "революционную" тему был сделан Самокишем в 1905 году - это "Драгунский разъезд на Выборгской стороне": на нём изображено убийство из-за угла русского солдата революционером-дружинником…
Историк Андрей Кручинин
Журнал "Военная быль", 1994 год
Личная драма Николая Самокиша
Гражданская война не только разделила страну на несколько противоборствующих течений, она разделила сотни тысяч семей. На склоне лет Николай Самокиш пережил крайне непростой период. Жена живописца, известная художник-иллюстратор Елена Самокиш-Судковская, эмигрировала в Париж, где скончалась в 1924 году. Сам Самокиш остался на родине. После Гражданской войны с небольшими перерывами он жил в Крыму, оставаясь на полуострове и во время нацистской оккупации.

О значительной ценности его работ говорит хотя бы тот факт, что под занавес жизни художник стал жертвой мошенников. После начала войны в Харькове он познакомился с женщиной, которая уговорила его уехать из Первой столицы в Крым. На полуострове 82-летний художник вступил в брак с новой знакомой. Некоторые исследователи утверждают, что даже на брачной церемонии присутствовал подставной человек, а сам брак был заключен с целью завладения творческим наследием живописца. Среди офицеров оккупационной армии нашлись ценители искусства, и якобы новая жена художника сбывала им полотна Самокиша.

До освобождения Крыма от нацистской оккупации художник не дожил. Он скончался в январе 1944-го. Полуостров был освобожден в мае.
Сбор средств на реставрацию
Харьковские энтузиасты и ценители искусства не оставляют попыток собрать средства на реставрацию росписи Николая Самокиша на Мироносицкой, 44. По подсчетам инициаторов сбора, стоимость реставрационных работ составит 969 тыс. грн. Проголосовать за проект можно на Портале харьковчанина.
Made on
Tilda